+7 (495) 505-77-79
+7 (495) 772-65-09

Туроператор экзотических путешествий

75.016 руб. 91.040 руб.

История Шпицбергена


Название Шпицберген, что означает «острые горы», дал островам голландец Виллем Баренц в 1596 г. И впервые нанес их на европейские карты. Норвежцы называют их Свальбард (Холодная земля). Но как бы не называли Шпицберген, стоит помнить самое основное — это, пожалуй, одна из самых привлекательных, удивительных и неразгаданных до конца земель во всем мире.

Поморы с севера России

История архипелага Шпицберген долгая и интересная, состоящая из многих глав. Исследователи выдают тысячи разнообразных версий, которые частично пересекаются во времени, но зачастую не связаны друг с другом и напрямую противоречат. 
Легенда гласит, что ещё викинги знали о существовании земель Шпицбергена, но веских доказательств так и не нашлось по сей день. Вполне вероятно, что поморы с беломорского побережья нынешней России знали Шпицберген как охотничье угодье еще до того, как он был "официально" открыт Виллемом Баренцем в 1596 году. Поморы были народом, жившим на побережье Белого моря. Они были охотниками и рыболовами, занимающимися добычей в районе Шпицбергена на протяжении веков. Однако, время их прибытия остается неопределенным. 
Ни исторические, ни археологические свидетельства не в состоянии дать точный ответ.
На западном побережье Шпицбергена было найдено около полудюжины хижин поморов. Но проблема заключается в том, что датировка с помощью дендрохронологии (кольца деревьев) относится к возрасту дерева – году, когда дерево было срублено, – а не к тому году, когда была построена хижина. 

Поморы приезжали охотиться на арктическую живность и для этого строили охотничьи станции довольно большого размер. То есть станции были не просто небольшими хижинами, как у последующих норвежских охотников конца XIX века, а почти полноценными поселения с главным зданием, кузницей, складскими помещениями, баней и даже шахматными досками и т.д. Предполагается, что там вместе зимовали до 20 человек. Но их пребывание в Арктике почти всегда было временным, так как их семьи жили на материке, куда они возвращались через некоторое время. Свальбард для поморов представлял собой охотничьи угодья, но не настоящий дом.

"Официальное" открытие Шпицбергена

Честь "официально" открыть Шпицберген принадлежит голландцу Виллему Баренцу, который отплыл из Голландии в 1596 году, чтобы найти путь в Китай. Он так и не добрался до Китая, но зато он посетил Медвежий остров, название которого произошло благодаря встрече экспедиции с белым медведем, которого удалось убить после довольно-таки хлопотной борьбы.
Вскоре после этого Баренц достиг Шпицбергена где-то на северо-западе. Первой видимой pемлей мог быть мыс Фуглехукен. Было посещено несколько мест на западном побережье, и из-за альпийского ландшафта острова Виллем Баренц назвал его "Шпицберген" (остроконечные горы).

Затем они двинулись дальше на восток и должны были зимовать на северном побережье Новой Земли. Во время этой зимовки погибло несколько человек, в том числе и сам Баренц. Из-за огромных льдов моряки несколько дней не могли высадиться на берег, чтобы похоронить Баренца и его товарищей. До сих пор неизвестна могила отважного морехода. Возможно, его похоронили во льдах, либо на одной из многих отмелей.
Благодаря Баренцу на карту были нанесены остров Медвежий, архипелаг Шпицберген, совершены самые далёкие походы на Севере. И очень важно, что море, по которому ходил отважный мореплаватель, принесший непревзойденный вклад в освоении Арктики, носит его имя.

Новые промыслы на Шпицбергене

Вскоре после знаменитого путешествия Баренца в прибрежных водах Шпицбергена началась Первая фаза китобойного промысла. После исчезновения поморов с земель Шпицбергена в конце XIX века норвежские охотники облюбовали это место и начали охотиться на белых медведей, лисиц и других диких животных, находящихся в изобилии в Арктике. В это же время появились искатели приключений, которые наперегонки пытались достичь полюс, начиная свои странствия из Шпицбергена. 

Одна из самых успешных и легендарных арктических экспедиций

В конце XIX века Швецией и Россией была начата одна из крупнейших и очень успешных экспедиций - русско-шведская экспедиция "Арк-оф-Маридиан" (1899-1904 гг). Научная цель этой поистине международной и чисто научной экспедиции состояла в том, чтобы определить точную форму Земли.
Объединенная эскадра российских и шведских судов под началом самого мощного в мире ледокола «Ярмак» в 1899 году прибыла на далекий ледяной архипелаг Шпицберген. Команде лучших исследователей из обеих стран надо было выполнить непростую задачу – измерить точное расстояние от крайней южной и до самой северной точек этой земли. Никто и никогда не решал задач подобной сложности в суровых арктических условиях. Весь научный мир в течение пяти лет пристально следил за драматическими событиями легендарной экспедиции.

Много раз экспедиция была на грани срыва. Сигналы падали и ломались, ученые замерзали, голодали и срывались в пропасти. Суда садились на мели и неделями блокировались льдами. Для завершения этой работы, продолжавшейся с 1899 по 1904 год, потребовалось несколько лет. Эта сложная, с точки зрения логистики и науки, задача была успешно решена благодаря сотрудничеству двух стран. Как чисто научная мотивация этой экспедиции, так и международное сотрудничество и успешное завершение ее без каких-либо человеческих жертв делают экспедицию по дуге Меридиана одним из самых интересных и замечательных проектов в Арктике.

Шпицбергенский трактат

До Первой мировой войны Шпицберген все еще был никому не принадлежащей землей, но во время конференций в Париже норвежцы смогли убедить другие страны отдать Шпицберген под контроль норвежского правительства. Формально это было сделано с помощью Шпицбергенского договора, который был подписан 09 февраля 1920 года. В 1925 году договор вступил в силу и был включен в Норвежское законодательство. Закон вступил в силу 14 августа 1925 года. Этот день считается национальным днем Шпицбергена в Лонгйире.
Граждане всех стран, подписавших соглашение, имеют свободный доступ и право на экономическую деятельность на Шпицбергене. Ни одна страна, включая Норвегию, не имеет права постоянно размещать на Шпицбергене военных людей или технику.
Россия - единственная страна наряду с Норвегией, которая пользуется правом добычи полезных ископаемых на Шпицбергене по сей день.

Попытки достичь Северного полюса

1920-е годы также известны новыми попытками достичь Северного полюса. Руаль Амундсен и Умберто Нобиле предприняли свою новую легендарную попытку из Ню-Олесунна, с хорошо известными, драматическими результатами. 

В начале 1920-х годов Умберто Нобиле разработал и построил свой знаменитый дирижабль «N-1», имевший много новаций в конструкции для своего времени. Причем все свои дирижабли Нобиле не просто строил, но и испытывал их и летал на них как командир корабля. В 1925 году в Осло состоялась встреча Нобиле с известным полярным исследователем Руалем Амундсеном, который безуспешно за год до этого пытался достичь Северного полюса на гидропланах. Нобиле же был уверен, что для географических исследований вместо самолета целесообразнее использовать дирижабль, в чем и смог убедить Амундсена. В апреле 1926 года дирижабль «N-I» совершил перелет протяженностью 5300 км над неизведанными просторами Ледовитого океана. Экипаж провел над полюсом 2,5 часа.
Однако после этой экспедиции между Амундсеном и Нобиле возник конфликт из-за того, кому принадлежит честь достижения Северного полюса: создателю и командиру дирижабля Нобиле, или Амундсену, как руководителю экспедиции. 

В 1927 году Умберто построил дирижабль «Италия», на котором в следующем году возглавил экспедицию к Северному полюсу. Дирижабль успешно достиг Северный полюс. А вот возвратиться обратно экспедиции было не суждено: 25 мая при сложных погодных условиях дирижабль потерпел катастрофу близ Шпицбергена. 

Не смотря на разногласия между исследователями, Руаль Амундсен отправился на помощь. Погиб Амундсен в июне 1928 года во время попытки спасения итальянской экспедиции под руководством Умберто. Для Норвегии он стал национальным героем с огромным числом достижений. В том числе, Руаль Амундсен оказался первым человеком (вместе с Оскаром Вистингом), покорившим оба географических полюса. 

Интересный факт! 
С детства Руаль мечтал покорить Северный полюс, но после долгой подготовки старый товарищ Амундсена Фредерик Кук в 1908 году успел покорить Северный полюс раньше. Экспедиция потеряла смысл, и ее целью тут же была выбрана противоположная точка земного шара. Тогда Амундсен писал:

"Еще никогда никто из людей не стоял в точке диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае. Район Северного полюса — чего там! — сам Северный полюс манил меня с детства, и вот я на Южном полюсе. Поистине все наизнанку!"

Шпицберген в настоящее время

Россия- единственная страна после Норвегии, которая пользуется правом добычи полезных ископаемых. Поселения с обеих сторон подозрительно следили друг за другом во время холодной войны, но мирно сосуществовали. Между Российской Федерацией и Королевством Норвегия 15 сентября 2010 года министрами иностранных дел в Мурманске был подписан договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Этот договор стал стратегически важным шагом на пути к мирному переделу морского арктического пространства.
С каждым годом на Шпицберген возлагается все больше надежд. Он становится центром внимания и международных разногласий. Сложно предугадать, как будут развиваться события дальше. 

В наши дни на Шпицбергене активно развивается сфера туризма и услуг, в то время как горнодобывающая промышленность постепенно теряет свое значение.
Но сложно поспорить, что как бы ни была богата история Арктики, в том числе Шпицбергена, настоящая история только зарождается!

 

Отзывы и комментарии

Добавить комментарий

НАШИ ПАРТНЕРЫ